ЧАЙНИК ИЗ МЕЙСЕНСКОГО ФАРФОРА С ТАГАНКОМ-ПОДСТАВКОЙ
В настоящее время находится в коллекции личных вещей М.В. Ломоносова в Кунсткамере. Считается, что чайник в качестве приданого был привезён Е. Цильх-Ломоносовой из Марбурга в Санкт-Петербург.
Глава 7. Тут вот одна история и случилась. Заметил, что она в лавочке который уж раз присматривается к чайнику фарфоровому с таганком-подставкой. Да, по тому, как они с муттер жили, сразу видать: не купить им. Так я из денег, что академией присланы, взял, ну и занял немного, конечно…
Однажды вечером посчитал. В двадцать девять раз здесь больше получаю, чем в Спасских школах. Что, не могу позволить? Зато матушке её на день ангела вечером сам приказчик доставил. Фройляйн, конечно, догадалась. Долго за столом смотрела на меня. И когда на лестнице со мной будто столкнулась, шепнула: „Dubistsoaufmerksam…”
Глава 9. Елизавета Андреевна в спальне вставляла ящички в комодик. И тут же, вспомнив, что на нём всегда стояло её приданое, вывезенный из Марбурга с такими предосторожностями мейсенский чайник с таганком, охнула: «Подставочка вот она. На четырёх вогнутых к центру ножках с сиреневой решёточкой по бокам, а чайник?»
… С наружной стороны в кабинет влетала Ленушка. Не заметив высокого порога, споткнулась об него и, взмахнув чайничком, полетела на пол. Алексей Константинов едва успел подхватить её. Чайник, подлетев к потолку, падал вниз. Филипп Тирютин, выпустив молоток, поймал его у самого пола. Крышечка отлетела в сторону и нареза́ла круги у ног Ломоносова.
Харитон, с веником и совком заглянув в комнату, покачал головой:
– Повезло чайничку… – и, видя испуганное лицо девчушки, – а тебе-то как повезло! И вам! – добавил он, глядя на смутившегося Константинова.